Живопись, архитектура и скульптура составляют некое единство. Так, скульптура и живопись удивительно вживаются в архитектуру и трудно отделить одно от другого, настолько естественно смотрятся они вместе.

Хорошими иллюстрациями могут послужить традиции украшения внутреннего убранства храма в чайтьях (буддийских скальных храмах) скульптурами и декорирования ими внешнего облика индуистских культовых построек, фресковые росписи вихар (келий и зал для собраний монахов в буддийских монастырях). Примером последних могут служить росписи скального храмового комплекса в Аджанте, иллюстрирующие земную жизнь Будды. Среди них встречаются и изображения женских фигур в танце.

Танцевальную тематику поддерживает индийская миниатюра. В этом искусстве довольно часто используется танцевальный мотив; можно видеть сотни рисунков, запечатливших женщин в изящных разворотах танцевальных поз.



Танец Раслила. Индийская миниатюра



Индийскому искусству и искусству танца, в частности, свойственны такие черты, как ритмичность, пластичность, тенденция к развитию, предельная выразительность в каждой отдельной фигуре.

В древности храмы являлись средоточием искусства – скульптуры, живописи, музыки и танца. Именно в храмах зародилась традиция ритуального танца и наложила свой несомненный отпечаток на архитектуру. Так, одной из наиболее характерных черт индуистской храмовой архитектуры является наличие специальной площадки для танцев внутри храма или перед ним, а также многочисленные скульптурные изображения, которыми крашены храмы.

Индийская скульптура отличается особенной пластичностью и динамичностью и неудивительно, что для нее наиболее выразительной явилась танцевальная поза.

Во внешнее оформление культовых индуистских построек, как уже было сказано ранее, широко включались разнообразные танцующие фигуры. Танцевальные позы богов и богинь повторяются на тысячах барельефов. На стенах храмов Бхаруты, Санчи, Матхуры и почти повсюду на южноиндийских культовых постройках «танцуют» Шива, Дурга, Сарасвати, Ганеша, якши и якшини, апсары.



Апсара



Другим ярким примером могут служить изделия мелкой пластики. В том числе, всевозможные изображения танцующего Шивы. Это связано с мифологией танца, в которой именно этот бог занимает немаловажное, если не сказать, главное, место. Одна из самых известных – статуэтка Шивы Натараджа (санскр. ната – танец, драма; раджа - владыка, повелитель, царь), т.е. Шивы «Владыки Танца». Иногда Шива именуется Космическим Танцором, так как его разрушительная энергия реализуется в момент танца: исполняя его, Бог уничтожает все старое во Вселенной. Но одновременно открывает этим и новый цикл жизни. общий образ канона Шива Натражда имеет следующий вид. Шива изображен стоящим на одной, чуть согнутой в колене, ноге, которой попирает демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальном движении. У Шивы четыре руки. В одной из них он держит барабан - образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник Космос. Во второй руке – огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук сложены в абхая мудру («символ бесстрашия») и показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Голову Шивы украшает корона с черепом – знак победы над смертью. Фигура Бога обычно заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой и танцует Великий Бог – разрушитель и созидатель.



Шива Натраджа



Сам индийский танец, в свою очередь, можно назвать скульптурным. Эта взаимосвязь как раз и обеспечивается уже упомянутой выше высокой степенью выразительности позиций и фигур танца. В таких стилях, как бхарат натьям и катхак очень часто используется элемент статики – замирания в картинной «скульптурной» позе. Стиль одисси также очень скульптурен, один его знаменитых хореографов Келучаран Мохапатра вдохновлялся, любуясь скульптурными композициями индуистских храмов. Одисси утверждает, что танец – это движущаяся скульптура, а скульптура – застывший танец.



"Поза Шивы" классического стиля бхарат натьям