Танцевальное искусство Индии, зародившееся свыше трех тысяч лет назад, в различных формах сохранилось и поныне благодаря особенностям культурного и исторического развития страны.
Система варн и каст обусловила существование танцевального искусства как профессии, принадлежащей только определённой группе людей. Закрепляли социальную иерархию и религиозные воззрения, которые питали индийскую культуру и в лоне которых зародился танец. Они предполагали сложный разработанный комплекс ритуалов и жертвоприношений с чтением молитв, тайну которых не мог постичь никто, за исключением жрецов, являвших собою как бы богов на земле.
Долгому неизменному сохранению формы танца содействовала также такая особенность индийского искусства, как уважение к канонам и стремление следовать им. Многие из них изложены в шастрах – древних трактатах, содержащих детально прописанные правила и руководства по различным видам искусства.
Некоторые каноны даже нашли своё закрепление не только в трактатах, но и в скульптуре. Ярким примером является скульптурное оформление южноиндийского храма Читамбарам, фигуры которого фиксируют 108 основных поз классического танцевального стиля бхарат натьям, считающихся «алфавитом» танца.
В такой взаимосвязи между танцем с другими феноменами культуры раскрывается одна из важнейших и характернейших особенностей индийской культуры: вся она представляет собой неразрывный синтез составляющих её элементов. Религия, искусство, философия, социальный строй теснейшим образом взаимодействуют, взаимодополняя друг друга, и обуславливают существование каждого в той его форме, что неразрывно связана с иными составляющими целостного организма культуры. Всё искусство Индии символично, проникнуто религиозным содержанием и зачастую являет через себя выражение философских концепций.
Система варн и каст обусловила существование танцевального искусства как профессии, принадлежащей только определённой группе людей. Закрепляли социальную иерархию и религиозные воззрения, которые питали индийскую культуру и в лоне которых зародился танец. Они предполагали сложный разработанный комплекс ритуалов и жертвоприношений с чтением молитв, тайну которых не мог постичь никто, за исключением жрецов, являвших собою как бы богов на земле.
Долгому неизменному сохранению формы танца содействовала также такая особенность индийского искусства, как уважение к канонам и стремление следовать им. Многие из них изложены в шастрах – древних трактатах, содержащих детально прописанные правила и руководства по различным видам искусства.
Некоторые каноны даже нашли своё закрепление не только в трактатах, но и в скульптуре. Ярким примером является скульптурное оформление южноиндийского храма Читамбарам, фигуры которого фиксируют 108 основных поз классического танцевального стиля бхарат натьям, считающихся «алфавитом» танца.
В такой взаимосвязи между танцем с другими феноменами культуры раскрывается одна из важнейших и характернейших особенностей индийской культуры: вся она представляет собой неразрывный синтез составляющих её элементов. Религия, искусство, философия, социальный строй теснейшим образом взаимодействуют, взаимодополняя друг друга, и обуславливают существование каждого в той его форме, что неразрывно связана с иными составляющими целостного организма культуры. Всё искусство Индии символично, проникнуто религиозным содержанием и зачастую являет через себя выражение философских концепций.